Воздухоплавательная ул., д. 13А
ул. Маршала Говорова, д. 29
Колпино, Финляндская ул., д. 16
Главная / Наши работы / Справочная информация / Что будет если удалить катализатор и не прошивать авто?

Что будет если удалить катализатор и не прошивать авто?

Катализатор (каталитический нейтрализатор) – это неотъемлемая составная часть выхлопной системы любого современного автомобиля. Основное назначение катализатора заключается в обеспечении нейтрализации до безопасного для окружающей среды состояния токсичных компонентов отработавших газов, образующихся в результате работы двигателя внутреннего сгорания. При нормально работающем катализаторе количество вредных выбросов на выходе из выхлопной системы автомобиля будет минимальным.

Сегодня наибольшее распространение получили керамические катализаторы, как более дешевые устройства в сравнении с аналогами из металла. Внутреннее устройство таких катализаторов представлено керамическим монолитом с ячеистой структурой. На поверхность ячеек монолита нанесен каталитический слой, состоящий из активных металлов-платиноидов. Именно на поверхности этого каталитического слоя и протекают химические реакции разложения (нейтрализации) отработанных углеводородов на безопасные компоненты.

Срок службы традиционных керамических катализаторов составляет в среднем 5-7 лет или порядка 120-150 тыс. км. автопробега. По мере приближения катализатора к концу своего эксплуатационного ресурса начинают проявляться характерные проблемы с автомобилем:

  • ухудшается динамика;
  • на приборной панели загорается уведомление о нештатной работе двигателя;
  • существенно возрастает расход топлива;
  • в салоне ощущается неприятный запах.

Если подобные проявления имеют место в Вашем автомобиле, значит пришло время произвести диагностику состояния катализатора – вполне возможно, что он вышел из строя.

Обращаем Ваше внимание, что катализатор – это деталь, относящаяся к категории расходных материалов в автомобиле, и восстановлению она не подлежит.

Существует два варианта решения проблемы неисправного катализатора:

  • замена забитого катализатора на аналогичную новую деталь;
  • удаление вышедшего из строя катализатора с последующей установкой вместо него пламегасителя.

Первый способ в РФ не пользуется большой популярностью по причине сравнительно большой стоимости нового катализатора. По этой причине подавляющее большинство автовладельцев идет по пути удаления катализатора и установки вместо него пламегасителя с последующей прошивкой электронного блока управления (ЭБУ).

Зачем нужна прошивка ЭБУ при удалении катализатора

Чтобы понимать необходимость перепрошивки программного обеспечения ЭБУ, рассмотрим его работу. Традиционно топливно-воздушная смесь формируется на основании показаний от ряда датчиков:

  • датчика массового расхода воздуха;
  • датчика температуры охлаждающей жидкости;
  • лямбда-зонда № 1;
  • лямбда-зонда № 2.

Именно показания датчика массового расхода воздуха и первого лямбда-зонда имеют наибольшее влияние на алгоритм определения порции подаваемого в топливо воздуха и моментов впрыска.

Когда со второго датчика кислорода приходит сигнал, что топливно-воздушная смесь бедна, ЭБУ пытается выполнить корректировку за счет увеличения или уменьшения порции топлива. Если при этом блок управления не фиксирует ожидаемого эффекта, в таком случае он и будет выдавать ошибку о неэффективном режиме работы катализатора.

Если не реализовать какое-либо решение с целью обхода контроля вторым датчиком кислорода, ЭБУ будет постоянно сигнализировать о соответствующей ошибке. В качестве альтернативного прошивке варианта может быть предложен способ установки так называемой обманки, однако это не самый надежный способ и, как показывает практика, имеет временный эффект. Для того чтобы насовсем решить данную проблему, потребуется перепрошивка после удаления катализатора.

Процедура прошивка ЭБУ после удаления катализатора

По своей сути прошивка ЭБУ после удаления катализатора – это процедура перепрограммирования электронного блока, заключающаяся в замене программы для расчета топливно-воздушной смеси. На этапе прошивки ЭБУ также необходимо выполнить чистку реестра памяти от ошибок, связанных с некорректной работой катализатора.

Возможные способы прошивки ЭБУ отличаются между собой в зависимости от конструктивных особенностей исполнения. На практике прошивку автомобиля производят по трем схемам:

  • посредством программного разъема без необходимости демонтажа электронного блока с автомобиля;
  • через демонтаж электронного блока, с последующей его разборкой и подключением «фишки» к разъему внутри него;
  • через демонтаж ЭБУ, с последующей его разборкой, впайкой проводов к соответствующим контактам на печатной плате.

Что будет если пренебречь прошивкой ЭБУ после удаления катализатора?

Обращаем Ваше внимание, что при условии удаления катализатора без прошивки на сравнительно новых моделях двигателей, бороться с ошибками посредством установки каких-либо «обманок» довольно сложно. Дело в том, что современные алгоритмы обработки данных с кислородных датчиков не идут ни в какое сравнение с примитивными схемами, как для автомобилей с классами ЕВРО-3 и ЕВРО-4.

Если Вам предлагается вместо прошивки ЭБУ механическая обманка для класса выше ЕВРО-3 – следует понимать, что такой вариант является заведомо малоэффективным решением. Обманка электрического типа в ряде случаев может относительно успешно обходить протокол ЕВРО-5, однако и в этом случае не может быть 100% гарантии положительного результата.

Безусловно, находятся и такие «смельчаки», которые ездят на своих авто с постоянно горящей ошибкой, поскольку считают, что при нерабочем или отсутствующем катализаторе, кроме дискомфорта, какой-либо другой опасности в эксплуатации автомобиля – нет. А истина в данном случае такова: езда на автомобиле с постоянно горящей ошибкой – крайне опасное занятие!

Дело в том, что при эксплуатации авто с постоянно горящим на приборной панели индикатором «Check Engine» элементарно можно упустить из виду те самые моменты, когда с авто начнут проявляться другие проблемы, поскольку практически на всех моделях автомобилей сигнал об ошибке двигателя носит общий информативный характер, при этом не уточняется, что именно является причиной неисправности. Чтобы точно выявить источник проблемы потребуется, как минимум, посетить СТО и подключить к автомобилю диагностический разъе